Манга — японские комиксы. Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр.
Означает оно «гротески», «странные (или весёлые) картинки».
Идут споры о том, допустимо ли употреблять его по-русски во множественном числе.
Художник, рисующий мангу, называется мангака. Часто он же является и автором сценария, однако бывает, что написание сценария берёт на себя отдельный человек.
Такой сценарист называется гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся).
По особенно популярной манге (чаще всего манга-сериалам) снимается аниме. Сценарий экранизаций обычно претерпевает некоторые изменения — смягчаются,
если есть, сцены схваток и боёв, смягчаются или убираются череcчур откровенные сцены.
Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. Причин тому несколько — во-первых, это наследие традиционной японской живописи, во-вторых,
это значительно удешевляет её производство, в-третьих, распорядок труда мангаки таков, что на цвет времени просто нет.
Кроме профессиональной манги, существует манга любительская, называемая додзинси и издающаяся маленькими тиражами на средства авторов.
Многие нынешние профессиональные мангаки начинали именно как авторы додзинси.
Важно не путать мангу с корейскими и китайскими комиксами, которые называются соответственно манхва и маньхуа. Названия сходны потому,
что во всех трёх языках это слово записывается одними и теми же иероглифами.
|
История манги
Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба (другое имя — Какую)
нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей, и о буддийских монахах, нарушавших устав.
Эти истории представляли собой четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним. Ныне они хранятся в монастыре, где жил Тоба.
Развиваясь, манга вобрала в себя традиции укиё-э и западные техники. После реставрации Мэйдзи, когда японский железный занавес пал и
началась модернизация страны, художники также начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету — вещам,
которым в укиё-э не уделялось внимания, так как смысл и идея рисунка считались более важными, нежели форма. Манга в своём современном виде начала
становление во время и особенно после Второй мировой войны.
Во время войны манга служила пропагандистким целям, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Её издание финансировалось
государством (неофициально её называют «токийская манга»). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, на смену ей пришла т. н.
«осакская» манга, издававшаяся на самой дешёвой бумаге и продававшаяся за бесценок. Именно в это время, в 1947 году, Осаму
Тэдзука выпускает свою мангу «Shin Takarajima» («Новый Остров сокровищ»), которой было уготовано произвести настоящую революцию.
Этой работой Тэдзука определил многие стилистические составляющие манги в её современном виде. В ней впервые были использованы звуковые эффекты,
крупные планы, графическое подчёркивание движения в кадре — словом, все те графические приёмы, без которых нынешняя манга немыслима.
«Новый Остров сокровищ» расходится фантастическим для совершенно разорённой страны тиражом в 400 000 экземпляров. За свою жизнь Тэдзука создал ещё
множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идеи, и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры.
Влияние манги в сегодняшней Японии не идёт ни в какое сравнение с влиянием, которое имеют комиксы в других странах — в том или ином виде
оно чувствуется почти во всех аспектах современной японской жизни. Манга составляет от трети до половины всей публикуемой в Японии печатной продукции.
Она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, и, так как авторы манги ничем не ограничены в полёте своей фантазии,
существует великое множество произведений самых разных жанров и для всех возрастов.
|
Форматы манги
Подавляющее большинство манги в Японии сначала публикуется в толстых (от 200 до тысячи страниц) журналах,
которых в Японии существует около полусотни. Это, например, «Shonen Sunday», «Shonen Jump», «Weekly Jump», «Flower Comics».
Большинство таких журналов выходит еженедельно, но есть и ежемесячные издания. В просторечии эти журналы именуются «телефонными книгами»,
так как очень их напоминают и по формату, и по качеству печати. В таких журналах одновременно публикуется сразу несколько (около десятка)
манга-сериалов, по одной главе (около 30 страниц) в каждом выпуске. Кроме сериалов, в журналах печатаются и «синглы» (манги, состоящие из одной главы),
и четырёхкадровые ёнкомы. Журналы по своей направленности, как и сама манга, делятся на множество категорий по возрастному и половому признаку — так,
например, есть журналы с мангой для юношей и девушек, для мужчин и женщин, для детей.
Популярные манга-сериалы позже переиздаются в виде отдельных томов, так называемых танкобонов. Танкобон, как правило, насчитывает около 200 страниц,
имеет размер с обыкновенную книгу карманного формата, мягкую обложку, более качественную, нежели в журналах, бумагу, а также комплектуется суперобложкой.
Разумеется, существует как манга, сразу вышедшая в виде танкобонов (например, хентайная), так и никогда в виде томов не выходящая (недостаточно успешная).
Основой классификацией манги (в любом формате) является пол целевой аудитории, поэтому манга для молодых людей и манга для девушек обычно легко отличается
по обложке и располагается на разных полках книжного магазина.
Также в Японии распространены манга-кафе, в которых можно выпить чаю или кофе и почитать мангу.
|
Стили манги
Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то,
что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка,
а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного, однако мэйнстримовым направлением является стиль,
характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам
по отношению к остальным частям лица, их детальная прорисованность. Первым в такой стилистике стал рисовать уже упоминавшийся Осаму Тэдзука.
Читается манга обычно справа налево, причиной чему японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.
Некоторые мангаки не считают необходимым определять сюжетную линию раз и навсегда и публикуют несколько работ,
в которых одни и те же герои состоят то в одних взаимоотношениях, то в других, то знают друг друга, то нет.
Ярким примером тому является сериал «Tenchi», в котором существует больше тридцати сюжетных линий, особенного отношения друг к другу не имеющих,
но рассказывающих о парне Тэнти и его друзьях.
|
Манга в мире
Наиболее широко за пределами Японии манга представлена в США и Канаде, Германии, Франции, Польше (остальные европейские страны тоже не отстают).
В этих странах существует по несколько издательств, занимающихся мангой, и сформирована достаточно обширная читательская база.
Хуже всего в Европе манга представлена в России.
Раньше при издании переводной манги страницы обычно зеркально переворачивались, чтобы их можно было читать так,
как привычно западному читателю — слева направо. Некоторые мангаки (например, Акира Торияма) выступают против
такой практики и требуют от иностранных издательств публиковать их мангу в оригинальном виде. Поэтому,
а также благодаря многочисленным просьбам отаку, издатели всё чаще выпускают мангу в незеркалированном виде.
Например, американская компания Tokyopop, принципиально не зеркалирующая мангу, сделала это своим главным козырем в борьбе за кошельки покупателей.
США была одной из первых стран, в которой начала выходить переведённая манга. Сегодня там существует три крупных издательства, регулярно выпускающих мангу
на английском. Структура рынка и предпочтения публики довольно сильно напоминают японские, хотя объёмы рынков, конечно, всё равно несопоставимы.
Американские манга-издательства известны своим пуританством: издаваемые произведения регулярно подвергаются цензуре, примеры которой можно найти здесь.
Во Франции рынок манги также весьма развит и известен своей разносторонностью. На сегодня Франция -- крупнейший импортёр манги. В этой стране популярны
в том числе работы в жанрах, не нашедших отклика у читателей других стран за пределами Японии, как, например, драматические произведения для взрослых,
экспериментальные и авангардные работы. Не особенно известные на Западе авторы, как, например, Дзиро Танигути, во Франции обрели большой вес.
Это отчасти объясняется тем, что во Франции сильны позиции своей культуры комиксов.
В Германии в 2001 году впервые за пределами Японии манга начала издаваться в формате «телефонных книг» на японский манер.
До этого на Западе манга публиковалась в формате западных комиксов — ежемесячными выпусками по одной главе
(конечно, переиздаваясь потом в виде отдельных томов). Было запущено два таких журнала — один для сёнэн-манги, другой — для сёдзё.
Новый для западного читателя периодический формат стал успешным, и сейчас почти все зарубежные манга-издатели отказываются от отдельных выпусков,
переходя на «телефонные книги».
В Индонезии манга стала одним из самых быстрорастущих направлений массового рынка, и Индонезия вышла на одно из лидирующих мест по распространённости
манги в мире (кроме Японии). Также она оказала там большое влияние на местную комиксную индустрию.
Первой официально изданной в России мангой была «Ранма ?» - известная работа Румико Такахаси. На данный момент существуют два легальных
(Сакура-пресс и Фабрика комиксов), и несколько нелегальных издательств.
Также манга распространяется среди отаку всего мира в виде сканлейтов.
|
Известные Мангаки
Мангака — японское слово, обозначающее человека, который рисует комиксы.
Вне Японии это слово обычно используется в значении "художник, рисующий мангу".
Очень часто мангака является и автором сценария, однако нередко сценаристом выступает отдельный человек,
называемый гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся). Слово мангака составлено из иероглифов манга (буквально — «странные картинки»)
и уважительного суффикса ? -ка, буквально означающего «дом» и употребляемого по отношению к специалисту в какой-либо области.
Мангака самостоятельно разрабатывает дизайн персонажей (за редкими исключениями), и часто (даже если не является автором сценария)
примерно обозначает сюжет будущего произведения.
При непосредственной работе над мангой мангака определяет количество и расположение кадров на странице и прорисовывает
основные контуры и самые значимые детали окружения, в то время как один или несколько его ассистентов выполняют черновую работу:
обводят контуры тушью, накладывают скринтоны, прорисовывают задние планы и менее значимые кадры и т. п.
Распорядок работы мангаки крайне жёсткий — каждую неделю он обязан сдавать в журнал, публикующий мангу,
по новой главе (20-30 страниц) своего произведения. Некоторые мангаки одновременно рисуют две манги,
которые обычно публикуются одна в еженедельном, а другая — в ежемесячном журнале.
Некоторые мангаки объединяются в студии (например, студия CLAMP).
- Киёхико Адзума — автор «Azumanga Daioh», «Yotsuba &».
- Кэн Акамацу — довольно молодой, но уже весьма популярный мангака. Получил известность благодаря своей второй манге, «Love Hina»,
которая была экранизирована. Самая свежая, третья на сегодня манга Акамацу — «Mahou Sensei Negima», которая сейчас продолжает выходить.
- Масакадзу Кацура — бог фансервиса и этти. Бешено популярный в Японии и на Западе мангака. В его работах восхитительно сочетаются изящные и откровенные
(трусики, лифчики) рисунки и удивительные по своей глубине и силе воздействия романтические сюжеты.
- Масаси Кисимото — начинающий, но уже очень известный благодаря своей работе «Naruto» мангака.
- Цутому Нихэй — начинающий мангака, успевший широко прославиться своей весьма оригинальной по сюжету и визуальному решению мангой.
Автор «Blame!», «Noise», «Biomega».
- Румико Такахаси — одна из богатейших женщин Японии и чуть ли не самая известная мангака в мире. Является автором таких популярных манг,
как «Maison Ikkoku», «Ранма ?», «Urusei Yatsura» и «InuYasha». Подавляющее большинство её работ весьма значительны по объёму.
- Хаяо Миядзаки — знаменитый режиссёр известен далеко не только своими восхитительными фильмами. Он довольно долго и вполне успешно рисовал мангу,
в частности «Навсикая из долины ветров», по которой сам же снял аниме.
- Эйитиро Ода — молодой, талантливый мангака. Создал мангу «One Piece», пользующуюся невероятным успехом в Японии.
(Игрушки и сувениры продаются этажами). Манга выходит в журнале «Shonen Jump» и является первой по популярности в этом издании.
По ней снимается многосерийный телесериал (вышло больше 300 серий) и выпущено восемь полнометражных фильмов.
|
Здесь вы можете скачать мангу:
www.deathnote.ru
www.animanga.ru
|